Межотраслевой маркетинг – это совокупность мероприятий по выделению взаимосвязей системы задач, функций и принципов маркетинговой деятельности в сопрягаемых между собой предприятиях в рамках технологически замкнутого цикла производства. Определяются взаимосвязи данного предприятия-производителя с поставщиками, с одной стороны, и поставщиками, с другой стороны. Производитель выделяет прежде всего профилирующую продукцию, которая составляет значительный удельный вес в общем выпуске. Выделяет поставщиков с наибольшим удельным весом, и потребителей с наибольшими закупками. Выделенные предприятия и виды продукции составляют объекты для организации межотраслевого маркетинга. Принцип согласования маркетинга на сопряженных между собой предприятиях в рамках технологически замкнутого цикла «поставщик-производитель-потребитель» распространяется на его отдельные элементы. Взаимосвязи функций маркетинга на сопряженных между собой предприятиях способствуют решению следующих задач: повышение степени удовлетворения потребителей и спроса потребителей; увеличению экономии затрат труда потребителей; снижение затрат труда производителей во всех звеньях технологической цепи; возрастанию эффективности производства; усиление активного влияния потребителей на улучшение качества продукции. Маркетинговая деятельность оценивается по критерию: результаты – расходы. Полные затраты труда – это затраты труда на конечную потребительную стоимость всего цикла. Прямые затраты труда – это непосредственные затраты в данном звене цикла. Полная экономия затрат труда – экономия в потреблении в конечной потребительской стоимости. Прямая экономия затрат труда – экономия в данном звене. В определении затрат труда, экономии затрат и эффективности маркетинга можно выделить для подхода: * прямой – непосредственное определение указанных показателей по мере реализации функций маркетинга. * обратный – распределение затрат, экономии и эффективности труда в производстве конечной потребительской стоимости на затраты, экономию и эффективность труда по звеньям технологически замкнутого цикла производства, функциям маркетинга, его службам и отдельным продуктам, связанным с конечным продуктом.