Критики утверждают, что чрезмерная передача работ на сторону может ослабить компанию, отдать ее на милость сторонним поставщикам и лишить навыков и организационных способностей, необходимых для того, чтобы остаться хозяином собственной судьбы. Тем не менее ряд компаний успешно полагается на внешних поставщиков деталей и узлов, дизайнеров продукции, сторонние каналы сбыта, рекламные агентства и фирмы по оказанию финансовых услуг. На протяжении ряда лет Polaroid Corporation покупает материал для пленки у Eastman Kodak, электронику — у Texas Instruments, а камеры — у Timex, сосредоточившись на производстве своего уникального фотоаппарата и разработке следующего поколения камер и пленки. Nike концентрируется на процессе конструирования, маркетинге и сбыте различным торговцам, передав на сторону производство практически всей обуви и спортивной одежды. Многие горнодобывающие компании передают на сторону геологоразведочные работы, испытания и бурение. Компания Ernest and Julio Gallo Winery передает на сторону 95% производства винограда, возлагая на фермеров риски, связанные с погодными и иными условиями, тогда как сама компания предпочитает заниматься производством и сбытом вин. Крупнейшие авиакомпа¬нии передают на сторону приготовление обедов, подаваемых во время полетов, хотя качество пищи имеет важное значение для оценки пассажирами общего уровня сервиса. Eastman Kodak, Ford, Exxon, Merrill Lynch и Chevron поручили обработку данных фирмам компьютерных услуг, полагая, что сторонние специалисты способны выполнить нужные услуги с меньшими затратами при том же или более высоком качестве работ. Передача некоторых работ на сторону имеет стратегический смысл во всех случаях, когда сторонняя фирма в состоянии выполнить их с меньшими затратами и/или обеспечив больше добавленной стоимости по сравнению с ком¬панией-заказчиком.
|