Когда компания приступает к диверсификации, перед разработчиками ее стратегии возникают три стратегические проблемы: • Насколько привлекательны виды деятельности, которыми компания занимается в настоящее время? • Если компания предпочитает заниматься только нынешними видами деятельности, каких результатов можно ожидать в предстоящие годы? • Если ответы на два предыдущих вопроса неудовлетворительны, что следует компании предпринять, чтобы отказаться от некоторых видов деятельности, укрепить позиции оставшихся предприятий и заняться новыми видами деятельности с целью улучшения будущих результатов? Разработка и осуществление плана действий для повышения привлекательности и конкурентоспособности портфеля хозяйственной единицы компании лежат в основе стратегического управления на уровне компании. Стратегический анализ диверсифицированных компаний основан на концепциях и методах, используемых компаниями с одним видом деятельности. Однако при этом следует рассматривать новые аспекты и овладеть дополнительными аналитическими подходами. Чтобы оценить стратегию диверсифицированной компании, достоинства и потенциал ее предприятий и решить, какие стратегические действия следует предпринять, менеджеры должны тщательно придерживаться процедуры, включающей восемь шагов: 1. Выявление текущей стратегии компании. 2. Построение одной или нескольких матриц портфеля с целью определения характера портфеля компании. 3. Сопоставление долговременной привлекательности каждого вида деятельности компании. 4. Сопоставление конкурентных позиций хозяйственных единиц компании с целью выяснения прочности позиций в соответствующих отраслях. 5. Оценка роли каждой хозяйственной единицы с учетом ее прошлых результатов и перспектив. 6. Оценка совместимости каждой хозяйственной единицы со стратегией компании и определение ценности стратегических взаимосвязей хозяйственных единиц. 7. Ранжирование хозяйственных единиц с точки зрения очередности новых капиталовложений и определение стратегии, которой должна придерживаться та или иная хозяйственная единица: агрессивная экспансия, укрепление и защита, переоценка и изменение, ликвидация или отказ от вида деятельности. (Функции разработки конкретных стратегий хозяйственной единицы с целью улучшения ее конкурентных позиций обычно делегируют менеджерам данной единицы, причем менеджеры компании дают рекомендации и вправе вынести окончательное суждение.) 8. Разработать новые стратегические действия для улучшения общей результативности работы компании — изменить состав портфеля путем приобретений и отказа от некоторых предприятий, улучшить координацию деятельности сопряженных хозяйственных единиц с целью распределения затрат и обмена навыками, а также направить ресурсы компании туда, где они дадут наибольший эффект. В оставшейся части главы охарактеризован восьми шаговый процесс и предложены аналитические методы, необходимые для обоснованной оценки стратегии компании.
|