Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома через Internet

 

Стратегические альянсы

Стратегические альянсы — это кооперативные соглашения между компаниями, выходящие за пределы обычных взаимоотношений фирм, но не предполагающие слияния или полного партнерства. Альянс может включать совместные научные исследования, совместное использование технологии и производственных мощно¬стей, маркетинг продукции друг друга либо совместные усилия по производству деталей или окончательной сборке продукции. Стратегические альянсы позволяют компаниям, работающим в одной отрасли, но в разных странах, конкурировать уже на глобальном уровне, оставаясь при этом независимыми. Исторически, нацеленные на экспорт компании в промышленно развитых странах искали альянсы с компаниями в менее развитых странах, чтобы они импортировали и продавали в своих странах продукцию развитой страны. Такие альянсы часто были необходимы для получения доступа на рынки менее развитых стран. Позднее лидирующие компании из различных частей мира стали создавать стратегические альянсы для укрепления своих обоюдных возможностей по обслуживанию рынков целых континентов и расширения своего участия в мировом рынке. Японские и американские компании активно формируют альянсы с европейскими компаниями для усиления возможностей конкуренции с Европейским сообществом, в которое входят 12 стран, и укрепления своих позиций на открывающихся рынках стран Восточной Европы. На иллюстративной вставке 20 рассказано об успешном использовании компанией Toshiba стратегических альянсов и совместных предприятий для получения необходимых технологий и завоевания рынков для своей продукции.
Компании вступают в альянсы по нескольким стратегически оправданным причинам. Три наиболее важные из них - это получение эффекта масштаба в производстве и/или маркетинге, заполнение пробелов в технической или производственной квалификации и получение доступа к рынкам. Объединяя свои усилия в производстве деталей, сборке и маркетинге, компании могут получить экономию затрат, недостижимую при их небольших индивидуальных объемах производства. Члены альянса учатся друг у друга, осуществляя совместные исследования, делясь технологическим ноу-хау и изучая производственные методы друг друга. Альянсы часто используются аутсайдерами для удовлетворения требований местного правительства в отношении собственности, а члены альянса могут разделить между собой производственные мощности в области маркетинга и дилерские сети,  взаимно расширив таким образом доступ к покупателям. Кроме того, альянсы оказывают влияние на конкуренцию: они могут не только ликвидировать конкурентное отставание, но и направить усилия союзников в сторону общих конкурентов, отвлекая их от конкуренции друг с другом. Многие компании второго эшелона, стремящиеся к сохранению своей независимости, в попытках уменьшить конкурентное отставание от лидеров предпочитают обращаться к альянсам, а не к слияниям.
Однако с альянсами связаны и некоторые ловушки. Достижение эффективной координации между независимыми компаниями, каждая из которых имеет свои мотивы и, возможно, вступающие в конфликт цели, может оказаться сложной задачей. Это потребует многочисленных совещаний с участием большого числа людей в течение длительного периода времени до тех пор, пока не будут установлены устраивающие обе стороны договоренности относительно того, что будет делиться, что останется в собственности каждого из участников и как будет осу-ществляться совместная работа. Партнерам также, может быть, придется преодолевать языковые и культурные барьеры. Обмен информацией, создание атмосферы доверия и координация могут оказаться очень дорогими, с точки зрения рабочего времени руководителей. Часто партнеры обнаруживают глубокие противоречия относительно того, как осуществлять работу, как примирить вступающие в конфликт цели и стратегии. Напряжение возрастает, рабочие отношения остаются холодными и надежды на успех не воплощаются в жизнь. Во многих случаях участники альянса приходят к выводу, что очень сложно эффективно сотрудничать в чувствительных к конкуренции областях,  и поэтому возникают проблемы с взаимным доверием и откровенным обменом информацией и опытом. Могут также возникать трения между персоналиями и конфликты между культурами компаний. Ключевые работники, от которых зависит успех или провал работы, могут не сойтись характерами, окажутся неспособными тесно сотрудничать друг с другом в форме партнерства или достигнуть консенсуса.
Существует также опасность попадания в долгосрочную зависимость одной компании от знаний и возможностей другой. Чтобы стать серьезным рыночным бойцом, компания должна в конце концов развить свои внутренние возможности во всех областях, имеющих значение для укрепления ее конкурентных позиций и создания устойчивой конкурентоспособности. Слияние, когда это представляется возможным, является лучшим решением, чем альянс. Альянсы целесообразнее
всего использовать в качестве переходного средства для борьбы с конкурентным отставанием на международных рынках. Иногда их можно использовать для создания конкурентоспособности. В иллюстративной вставке 21 описан опыт некоторых компаний в области стратегических альянсов.
Для получения максимальной пользы от стратегического альянса компания должна учесть пять важнейших факторов:
1. Выбирайте совместимого партнера, выделите время на создание каналов обмена информацией  и взаимного доверия,  не  ожидайте немедленной отдачи.
2. Выбирайте союзника, продукция и рыночная база которого скорее дополняют, чем непосредственно конкурируют с вашей собственной продукцией и потребительской базой.
3. Тщательно и быстро изучайте технологию и методы производства партнера, немедленно переносите ценные идеи и методы на свое производство.
4. Будьте осторожны, не сообщайте партнеру важную, с точки зрения конкуренции, информацию.
5. Рассматривайте альянс как временное явление (от 5 до 10 лет), продлевайте его действие, если это вам выгодно, но не спешите приостановить его и дальше действовать в одиночку сразу после того, как получите отдачу.



Типы международных стратегий Многонациональная или глобальная стратегия? Сила многонациональной стратегии  Глобальная стратегия и конкурентоспособность Координация структур и стратегические действия Стратегические намерения Конкурентная сила Глобальный конкурент Стратегии для лидеров отрасли Три различных стратегических направления  

{LTS}

Реклама

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом


НОВОСТИ

Приглашаем принять участие в круглом столе!
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
Приглашаем принять участие в конференциях!
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
 


все новости