В этой и последующих главах мы поднимемся выше по иерархической лестнице формирования стратегии. Мы перенесем внимание с формулирования стратегии для предприятия с одним видом бизнеса на формулирование стратегии для диверсифицированного предприятия. Поскольку диверсифицированная компания — это совокупность отдельных видов бизнеса, то формирование корпоративной стратегии требует анализа более обширной информации, чем при разработке стратегии одного вида бизнеса. На предприятии с одним видом бизнеса руководство должно рассматривать только одну отраслевую окружающую среду, и вопрос, связанный с тем, как в этой среде успешно конкурировать. На диверсифицированном предприятии руководители корпорации должны разрабатывать многоотраслевой план стратегических действий для некоторого числа отдельных видов бизнеса, конкурирующих в разнообразных экономических условиях. Как описано, задача формирования стратегии диверсифицированной корпорации включает:
1. Принятие решения о продвижении компании в отрасли, выбранные для диверсификации (к основным стратегическим вариантам здесь относятся приобретение компании, работающей в целевой отрасли, создание совместного предприятия с другой компанией для входа в целевую отрасль, организация новой компании внутри корпорации с дальнейшим ее самостоятельным развитием).
2. Разработка плана действий, направленных на долгосрочное улучшение портфеля корпорации после осуществления диверсификации (укрепление существующих конкурентных позиций; ликвидация видов бизнеса, которые больше не соответствуют долгосрочным управленческим планам, и добавление в портфель новых видов бизнеса).
3. Использование любых стратегических преимуществ, заключенных в портфеле, и превращение их в конкурентное преимущество.
4. Оценка перспектив прибыли каждого вида бизнеса и направление ресурсов корпорации на использование наиболее привлекательных стратегических возможностей.
Для решения этих четырех задач требуется много времени, и поэтому необходимо, чтобы руководители на уровне корпорации воздерживались от погружения во все детали разработки и реализации стратегии на уровне бизнеса. Вместо этого им следует делегировать основные полномочия в области стратегии руководителям подразделений.
В этой главе мы рассмотрим основные типы стратегий диверсифицированных корпораций и объясним, как компании могут использовать диверсификацию, чтобы создать или соединить конкурентоспособность каждого вида бизнеса.
|