Проблема точной проверки того, повысит ли диверсификация биржевую стоимость акций, состоит в необходимости вынести умозрительное суждение о том, насколько хорошо будет работать диверсифицированный бизнес. Сравнения действительных показателей работы с гипотетическими, отражающими ту работу, которая могла бы быть выполнена при определенных обстоятельствах, никогда не бывают вполне удовлетворительными и, кроме того, они представляют собой оценки, сделанные до наступления фактических событий. Руководители, формулирующие стратегии, должны принимать решения о диверсификации на основе ожиданий, однако не следует исключать попытки оценить влияние конкретного действия на биржевую стоимость акций. Корпоративные стратегии позволяют оценить, способно ли данное действие повысить рыночную стоимость акций, с помощью трех тестов: 1. Тест на привлекательность. Выбранная для диверсификации отрасль должна быть настолько привлекательной, чтобы устойчиво давать высокие доходы на инвестиции. Привлекательность какой-либо отрасли зависит в основном от наличия благоприятных конкурентных условий и рыночной окружающей среды, подходящей с точки зрения долгосрочной прибыльности. Такие индикаторы, как быстрый рост или интересная продукция, не являются надежными признаками привлекательности. 2. Тест на стоимость входа. Стоимость входа в целевую отрасль не должна быть настолько высокой, чтобы погасить потенциал хорошей прибыльности. Однако здесь может иметь место ситуация, называемая «Уловкой 22». Чем более привлекательна отрасль, тем выше может быть стоимость проникновения в нее. Барьеры перед начинающими компаниями почти всегда высоки. В противном случае, т.е. в случае низких барьеров, под натиском желающих занять место на новом рынке отрасль быстро потеряла бы потенциал высокой прибыльности. Таким образом, приобретение компании, уже работающей на рынке, обычно может быть осуществлено только за высокую цену из-за привлекательности отрасли. Дорогой вход подрывает потенциал роста рыночной стоимости акций. 3. Тест на улучшение. Диверсифицированная компания должна добавить определенное конкурентное преимущество тому бизнесу, в который она входит, или новый бизнес должен предоставить дополнительное конкурентное преимущество прежнему бизнесу компании. Возможность создать устойчивую конкурентоспособность там, где ее раньше не было, означает, что существует также возможность повысить прибыльность и рыночную стоимость акций. Диверсификационные действия, удовлетворяющие условиям всех перечисленных тестов, имеют большой потенциал для обеспечения долгосрочной высокой биржевой стоимости акций.
|