Решающим фактором успешной реализации стратегии служит то, насколько успешно руководство направляет этот процесс. Менеджеры могут это делать по-разному. Они могут играть активную, заметную роль или незаметную, закулисную роль. Они могут принимать решения авторитарно или на основе согласия; делегировать значительные или ограниченные полномочия; быть лично вовлеченными в детали реализации стратегии или же оставаться в стороне и наставлять других; действовать решительно (предпринимать инициативы на многих фронтах) или осторожно (удовлетворяясь постепенным продвижением в течение длительного времени). То, как менеджеры руководят процессом, как правило, зависит от следующих факторов: 1) опыта и знания дела; 2) являются ли они новичками в деле или ветеранами; 3) характера их личных связей в организации; 4) диагностических, административных, межличностных навыков и умения решать проблемы; 5) предоставленных им полномочий; 6) стиля руководства, в котором они чувствуют себя уверенно; 7) их взглядов на роль, которую они призваны сыграть в решении задачи. Хотя основная инициатива в реализации стратегии компании и предприятия обычно принадлежит генеральному менеджеру и старшим должностным лицам, этим руководителям все же приходится опираться на активную поддержку и сотрудничество руководителей среднего и низшего звена в деле продвижения стратегических перемен в функциональные области и оперативные единицы-41 эффективной реализации стратегии в повседневной практике. Руководители среднего и низшего звена отвечают не только за инициирование и контроль за этим процессом в своей сфере компетенции, но и за достижение поставленных целей путем тесного сотрудничества с работниками в деле эффективного выполнения ключевых операций.