Умение объяснить стратегическое видение, выразить его словами в виде формулировки миссии и распространить его среди руководителей более низкого уровня и рядовых работников почти так же важно, как стратегическая прочность организационной концепции бизнеса и долгосрочного направления развития. Видение и миссия должны быть сформулированы такими словами, которые вдохновляли бы работников на оказание помощи в их реализации и служили бы мощным инструментом мотивации. Должны быть полностью
исключены льстивый тон, банальность и словоблудие, поскольку они могут привести к прямо противоположному эффекту. Руководители должны выражать свое видение такими словами, которые раскрывали бы смысл целей организации, вызывали бы чувство гордости за нее и делали их единомышленниками. У людей вызывает чувство гордости причастность к компании, которая выполняет полезную миссию и стремится быть лучшей в мире в какой-то важной области. Обладание яркой миссией или выполнение общего дела объединяет людей, подталкивает к действию, стимулирует приложение дополнительных усилий и является причиной того, что люди живут бизнесом вместо того, чтобы просто приходить на работу3. В той организации, в которой недавно изменили миссию, руководители должны сформулировать новое направление деятельности и объяснить, почему работу необходимо выполнять по-другому. До тех пор пока люди не поймут, как изменилась окружающая среда компании и почему необходимо избрать другое направление работы, новая формулировка миссии даст очень мало для привлечения на свою сторону работников или изменения практики работы. В такой ситуации, характеризующейся дефицитом доверия, труднее направить организацию по выбранному пути.
Хорошая формулировка миссии проста и коротка. Она выражает содержание ясно и четко, способствует появлению энтузиазма в отношении будущего курса компании, стимулирует приложение персональных усилий и вызывает чувство причастности у каждого члена организации. Формулировка миссии должна быть представлена, а затем должна повторяться вновь и вновь как предложение организации, позволяющее принести выгоду потребителям, используя ценный и полезный метод. Очень важно, чтобы в формулировке делался акцент на выгодах для потребителя и не затрагивались выгоды для акционеров. В ней не должно говориться о том, что компания намерена принести прибыли акционерам в результате своих усилий, чтобы предложить реальные ценности своим потребителям. Решительная и ясная, часто повторяемая вдохновляющая формулировка обладает силой, необходимой для того, чтобы направить деятельность организации в нужное русло. Когда это происходит, можно считать, что первый этап в деле по установлению направления развития организации успешно завершен. Иллюстративная вставка 5 представляет собой хороший пример видения и миссии компании, сориентированных на стимулирование.
|