Член совета директоров компании Maytag интересно подытожил свой комментарий по поводу приобретения компанией европейского производителя бытовой техники и расширения таким образом области действия компании на международные рынки: «Времена меняются, и меняются условия». Непрерывная цепь событий и изменяющиеся условия делают обязательным для руководителей проведение постоянной переоценки позиций компании и ее перспектив с целью выявления того момента времени, когда необходимо перейти на новый курс и изменить миссию. Ключевым в этой ситуации является стратегический вопрос: «В каком новом направлении мы должны начать двигаться сегодня, чтобы быть готовыми к изменениям, которые, по нашему мнению, наступят в нашем бизнесе завтра?»
Изменение позиции предприятия в результате принятия срочных мер или из-за изменений, которые ожидаются в ближайшем будущем, снижает опасность попадания в ловушку стагнации, прихода в упадок основного бизнеса или упущения в результате пассивности новой привлекательной возможности для роста бизнеса. Хорошие предприниматели имеют острый глаз, фиксирующий малейшие изменения в желаниях и запросах потребителей, появление новых технологических возможностей, изменение условий на мировых рынках и другие важные знаки роста или сокращения деловых возможностей. Они быстро реагируют на проблемы своих
потребителей, а также на жалобы в адрес продукции и услуг, предлагаемых отраслью в данное время. Они внимательно слушают, когда клиент говорит: «Если бы только...» Такая информация стимулирует хорошего предпринимателя к творческому и стратегическому мышлению при выборе путей освоения других областей бизнеса. Оценка новых возможностей в цепочке «потребитель — рынок - технология» в конце концов приводит к предпринимательскому решению относительно того, какую «дорогу выбрать после перекрестка». Оценка рисков и перспектив альтернативных путей является задачей определяющего стратегию руко-
водителя, который должен принять решение о направлении дальнейшего успешного развития предприятия на годы вперед. Правильно выбранная миссия готовит компанию к будущему. Многие компании, работающие на рынке бытовой электроники и телекоммуникаций, считают, что их будущая продукция будет включать микропроцессоры и другие элементы компьютерной технологии. Таким образом, они расширяют свое видение границ отрасли и стремятся к созданию новой позиции для своего бизнеса путем слияний, приобретений, создания альянсов и совместных предприятий для получения большего доступа к передовой технологии. Компании кабельного телевидения и телефонные компании участвуют в стратегической гонке по внедрению волоконно-оптических технологий и предложению на рынке целой гаммы новых услуг: телевидения с оплатой за каждую просмотренную программу, покупок товаров, не выходя из дома, электронной почты, электронных банковских операций, домашних систем безопасности, систем управления расходованием энергии, информаии
онных услуг и высокоскоростной передачи данных как для домашних хозяйств, так для бизнеса. Многочисленные производственные компании, наблюдая за крушением торговых барьеров и поворотом к всемирной экономике, расширяют свое стратегическое видение от обслуживания местных рынков в сторону мировых рынков. Компании Coca-Cola, Kentucky Fried Chicken и McDonald's используют рыночные возможности в Китае, Европе, Японии и России. Японские производители легковых автомобилей прилагают усилия к расширению своего присутствия на европейском автомобильном рынке. Телевизионная студия CNN компании Turner Broadcasting — один из самых успешно действующих каналов новостей. Она быстро прокладывает путь во все большее число домов во всем мире, укрепляя свои позиции в качестве первого мирового канала новостей, что является значительным шагом вперед, поскольку еще 10 лет назад миссия компании заключалась только в создании приверженной каналу американской аудитории. Миссия компании не живет вечно. Она подвергается изменению тогда, когда высшее руководство решает, что существующая миссия уже не является адекватной реальной действительности.
Хорошо продуманная и грамотно сформулированная миссия обладает реальной управленческой ценностью: 1) в ней выкристаллизовывается общее мнение старшего руководства относительно долгосрочного направления деятельности компании и ее характера; 2) она снижает риск «слепого» управления и бесконтрольного принятия решений; 3) она выражает цели организации и определяет, что мотивированные работники должны стараться изо всех сил и делать свою работу наилучшим образом; 4) она указывает ориентиры для руководителей более низкого звена, которые могут быть использованы для формирования миссий подразделений, определения их целей, профессиональных функций и стратегий подразделений, соответствующих направлению деятельности и стратегии компании; 5) она помогает организации подготовиться к будущему.
|