Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома через Internet

 

Стратегия бизнеса

Под термином стратегия бизнеса (или стратегия на уровне бизнеса) понимается управленческий план одного вида бизнеса. Стратегия бизнеса отражает разрабо­танные руководством подходы и действия, направ-

ленные на обеспечение успешного функциониро­вания одного конкретного рода деятельности. Основные элементы стратегии бизнеса проиллюс­трированы на рис. 2-3. Для отдельной компании, работающей в одном виде бизнеса, корпоративная стратегия и стратегия бизнеса одинаковы, по­скольку стратегия формируется потребностями одного вида бизнеса. Разделение корпоративной стратегии и стратегии бизнеса существует только у диверсифицированных компаний.

Центральным моментом в стратегии бизнеса является ответ на вопрос, как создать и укрепить долгосрочную конкурентную позицию компании на рынке. Для этого стратегия бизнеса должна рассматривать в основном: 1) определение ответных действий, предпринимаемых по ходу изменений в отрасли, экономике в целом, законодательстве, на политической арене и в других, влияющих на бизнес областях; 2) разработку рыночных подходов и действий, которые могли бы привести к устойчивой конкурентоспособности; 3) объединение стратегических инициатив функциональных подразделений; 4) ре­шение конкретных стратегических проблем, стоящих перед бизнесом.

Очевидно, что стратегия бизнеса охватывает все действия и новые подходы, которые руководители считают полезными с точки зрения рыночных сил, эконо­мических тенденций и развития, нужд потребителей и демографической ситуации, новых законодательных и административных требований, а также всех остальных внешних факторов. Хорошая стратегия должна максимально соответствовать внеш­ней ситуации, а если во внешней окружающей среде происходят значительные изменения, то корректировка стратегии осуществляется исходя из реальной потреб­ности. Скорость, с которой компания должна реагировать на внешние изменения, определяется тем, насколько продолжительным будет развитие событий до того, как руководители смогут оценить их последствия, и сколько времени потребуется для того, чтобы сформировать стратегический ответ. Конечно, некоторые внешние изменения могут потребовать незначительной реакции или не потребовать вообще никакого ответа, тогда как другие предполагают существенный пересмотр страте­гии. Иногда изменения внешних условий могут создать непреодолимые стратеги

ческие барьеры, например, производители сигарет столкнулись с жестким вызовом в связи с развертыванием кампании против курения.

Сильную стратегию бизнеса отличает от слабой способность его разработчика установить серию действий и подходов, обеспечивающих создание устойчивого кон­курентного преимущества. При наличии конкурентного преимущества компания имеет перспективы добиться успеха в отрасли и получить прибыльность выше средней по отрасли. Без такого преимущества компания рискует оказаться побежденной сильны­ми конкурентами и запертой в области посредст­венных показателей хозяйственной деятельности. Формирование стратегии бизнеса, создающей ус­тойчивое конкурентное преимущество, имеет три грани: 1) принятие решения о том, где компания имеет наибольшие шансы получения конкурент­ного преимущества; 2) разработку таких свойств продукции или услуг, которые обладают значительной привлекательностью для потребителей и могут выделить компанию среди кон­курентов; 3) нейтрализацию конкурентных действий компаний-соперников.

Стратегия компании в области конкуренции может быть наступательной и оборонительной. Некоторые действия могут быть агрессивными, бросающими прямой вызов рыночным позициям конкурентов, другие представляют собой ре­акцию на предпринимаемые конкурентами действия. К трем наиболее часто ис­пользуемым конкурентным подходам относятся: 1) стремление стать производите­лем с самыми низкими затратами в отрасли (т.е. стремление получить конкурентное преимущество перед соперниками на основе низких издержек); 2) индивидуали­зация или дифференциация продукции на основе более высокого качества или лучшего ее функционирования, лучшего обслуживания потребителей или лучшего оформления продукции, за счет технологических преимуществ или необычной ценности продукции; 3) внедрение в узкую рыночную нишу и завоевание конку­рентного преимущества за счет лучшего, чем у конкурентов, удовлетворения спе­циальных потребностей и особых вкусов своих покупателей.

В отношении внутренней ситуации стратегия бизнеса должна предусматривать действия по повышению квалификации и возможностей, необходимых для дости­жения конкурентного преимущества. Успешная стратегия бизнеса обычно направ­лена на обеспечение исключительной компетентности компании в одной или нескольких сферах деятельности, важнейших для стратегического успеха, а затем на использование этой компетентности как основы для завоевания конкурентного преимущества перед соперниками. Исключительная или основная компетентность это то, что компания делает особенно хорошо по сравнению с конкурентами. Таким образом, она представляет собой источник конкурентной устойчивости. Основная компетентность может относиться к научным исследованиям и разработкам, тех­нологическому мастерству, производственным возможностям, системе продаж и распределения, обслуживанию потребителей или к чему-то еще, что является важным, с точки зрения конкуренции, аспектом создания, производства и сбыта продукции или услуг компании. Основная компетентность — это базис конкурент­ного преимущества, поскольку она представляет собой специализированный опыт, которого конкуренты не имеют и не могут легко получить.

На широком внутреннем фронте стратегия бизнеса должна быть направлена на объединение стратегических инициатив различных функциональных областей компании (закупки, производство, научные исследования и разработки, финансы, трудовые ресурсы, продажи, маркетинг и распределение).

Стратегия бизнеса включает также план действий по решению особых стра­тегических проблем, характерных для конкурентной позиции только этой компа­нии и ее внутренней ситуации (например, целесообразно ли создавать новые мощности, заменять устаревшее оборудование, увеличивать расходы на научные исследования и разработки перспективной технологии или снизить бремя расходов на выплату процентов). Составление такой стратегии, которая отражала бы спе­цифическую ситуацию данной компании, является одной из причин того, почему каждая из компаний в отрасли имеет свою стратегию бизнеса.

Бремя ответственности за стратегию бизнеса ложится на плечи его руководи­теля. Даже если руководитель бизнеса непосредственно не участвует в работе по формированию стратегии, предпочитая делегировать решение большей части задач другим, он все равно несет полную ответственность за стратегию и результаты ее реализации. Руководитель бизнеса, как главный стратег этого бизнеса, несет ответственность еще, по крайней мере, за две области. Во-первых, он должен следить за тем, чтобы поддерживающие стратегии каждой из основных функциональных служб бизнеса были хорошо продуманы и не противоречили друг другу. Во-вторых, он должен, если это требуется, получить одобрение со стороны высшего руковод­ства (совета директоров или руководителей корпоративного уровня) основных стратегических действий и информировать о важнейших достижениях, отклонениях от планов и потенциальном пересмотре стратегии. В диверсифицированных ком­паниях руководители бизнесов могут иметь и дополнительную обязанность, заклю­чающуюся в контроле за тем, чтобы цели и стратегия бизнеса соответствовали целям и стратегии корпорации.



Напряженные, но достижимые цели Необходимость постановки целей на всех управленческих уровнях Разработка стратегии: третья стратегическая задача Иерархия формирования стратегии Корпоративная стратегия Функциональная стратегия Оперативная стратегия Объединение усилий при формировании стратегии Факторы, определяющие стратегию компании Рыночные возможности и угрозы 

{LTS}

Реклама

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом


НОВОСТИ

Приглашаем принять участие в круглом столе!
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
Приглашаем принять участие в конференциях!
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
 


все новости