В предыдущих разделах мы подчеркивали, что стратегический план компании является синтезом стратегий, разработанных на различных уровнях организационной иерархии. Чем больше предприятие, тем больше источников стратегических инициатив оно имеет. Управленческие усилия по определению стратегических задач продолжаются до тех пор, пока отдельные уровни стратегии не будут объединены в логически последовательную, обоснованную систему. Идеальным будет тот случай, когда отдельные элементы и уровни стратегии будут подходить друг к другу, как кусочки в игре-загадке «Собери картинку». Объединенные цели и стратегии не могут появиться в результате неуправляемого процесса, при котором руководители на каждом уровне ставят цели и разрабатывают стратегии независимо друг от друга. Действительно, руководители на функциональном и оперативном уровнях обязаны устанавливать такие задачи по производительности и разрабатывать такие" стратегические действия, которые помогли бы бизнесу достигнуть его целей и сделали бы стратегию бизнеса более эффективной.
Согласование целей и стратегий от элемента к элементу, от уровня к уровню может оказаться очень продолжительным и безрезультатным, требующим многочисленных консультаций и совещаний, ежегодных процедур изучения и одобрения стратегии, умения использовать метод проб и ошибок, а также месяцев (а иногда и лет) для достижения единогласия. Стратегический консенсус и стремление к концентрации внимания всех руководителей и всех подразделений на том, что является наилучшим для всего предприятия (в противоположность тому, что является наилучшим для их подразделений или собственной карьеры), часто становится препятствием к объединению всех слоев, целей и стратегий9. Широкого консенсуса особенно трудно достичь, когда имеется огромное число противоположных мнений и разногласий. Дискуссии руководителей относительно миссии организации, основных направлений деятельности, целей и стратегий часто приводят к горячим спорам и жестким разногласиям.
На рисунке 2-4 показаны места миссий, целей и стратегий в управленческой иерархии. Двусторонние стрелки указывают на одновременное присутствие взаимного влияния снизу вверх и сверху вниз на миссии, цели и стратегии на каждом уровне. Такие вертикальные связи, если ими управлять так, чтобы они способствовали координации, могут помочь объединить работу по определению направления развития и формированию стратегии многих руководителей. Чем теснее такая координация, тем прочнее связи между миссиями, задачами и стратегиями, разработанными различными структурными единицами организации. Такие прочные связи не позволяют организационным структурам отойти от стратегического курса всей компании.
Однако на практике корпоративная миссия и миссия бизнеса, цели и стратегии должны быть ясно выражены и переданы на нижние уровни управленческой иерархии еще до joro, как будет достигнут значительный прогресс по установлению целей и стратегий на функциональном и оперативном уровнях. Руководство и направляющие усилия должны спуститься с корпоративного уровня на уровень бизнеса и с уровня бизнеса на функциональный и оперативный уровни. Стратегический беспорядок, возникающий в организациях, когда старшие руководители не реализуют своих возможностей по жесткому контролю сверху вниз за выработкой целей и стратегий, аналогичен тому, что может случиться при игре футбольной команды, если тренер решит не требовать от игроков коллективной игры и разрешит каждому игроку поступать так, как тот сочтет наилучшим, с его точки зрения. В бизнесе, как и в спорте, все люди, формирующие стратегию, играют в одной команде. Они обязаны решать свои задачи по формированию стратегии таким образом, чтобы результаты были полезны для всей компании, а не отвечали интересам только каких-либо групп людей или подразделений. Стратегия компании только тогда обладает полной мощью, когда все ее многочисленные элементы объединены. Это означает, что процесс формирования стратегии в большей степени направлен сверху вниз, а не снизу вверх. Руководители нижнего уровня не могут разработать хорошую стратегию, не понимая долгосрочных целей компании и стратегий на высшем уровне.
|