Внешние воздействия могут возникать и из других источников: от групп, объединенных общими интересами, ради эффективности исследовательских отчетов, из-за страха нежелательных политических действий и возникновения негативного мнения о компании. На стратегии многих компаний оказывают влияние общественная обеспокоенность в отношении здоровья и качества пищи, злоупотребления алкоголем и наркотиками, утилизации опасных производственных отходов, сексуальных домогательств и влияния закрытия предприятий на местные общины. Американская озабоченность размером импорта и политические дебаты относительно введения таможенных тарифов для ликвидации хронического дефицита США во внешней торговле явились основой стратегического решения японских и европейских компаний о размещении предприятий на территории США. Распространение информации об опасности холестерина заставило большинство компаний пищевой промышленности удалить из своей продукции жирные составляющие и заменить их менее жирными, несмотря на то, что это потребовало дополнительных затрат.
Учет социальных ценностей и приоритетов, интересов местных общин и возможных обременительных требований законодательства или нормативных актов -это обязательная часть анализа внешней ситуации для все большего и большего числа компаний. Это очень разумная практика, если учитывать мощное давление общественного мнения и опасность неблагоприятного отношения со стороны средств массовой информации. Задача формирования социально ответственной стратегии организации заключается в: 1) ведении организационной деятельности в границах, которые считаются этичными и соответствующими общественным интересам; 2) позитивном отношении к возникающим социальным приоритетам и ожиданиям; 3) демонстрации готовности к принятию заблаговременных мер для исключения конфронтации с требованиями нормативных актов; 4) балансировании между интересами акционеров и общества в целом; 5) сохранении статуса добропорядочного гражданина своего общества.
Социальная ответственность корпорации демонстрируется в ее заявлении о миссии. Например, Джон Хэнкок закончил свое заявление о миссии следующим предложением:
«В намерении выполнить эту миссию мы будем стремиться служить примером соблюдения наивысших стандартов деловой этики и моральных качеств. Мы сознаем нашу корпоративную ответственность за социальное и экономическое благополучие общества».
Следующее заявление расположенной в городе Сент-Луис компании Union Electric является частью ее официальной политики*
«Как частное предприятие, на которое возложено предоставление важных коммунальных услуг, мы признаем нашу гражданскую ответственность за общество, которое мы обслуживаем. Мы будем способствовать расширению и росту благосостояния этого общества и будем участвовать в общественных действиях, направленных на достижение этих целей, поскольку мы верим, что таким должен быть как добропорядочный гражданин, так и хороший бизнес».
Привлекательность отрасли и условия конкуренции — это важнейшие факторы, определяющие формирование стратегии. Оценка компанией отрасли и конкурентной окружающей среды оказывает непосредственное воздействие на то,
каким образом компания должна занять позицию в отрасли, и на ее главный подход к конкурентной
стратегии. Если интенсивность конкуренции быстро нарастает, компания должна отвечать стратегическими действиями, направленными на защиту ее позиции. Новые действия со стороны конкурирующих компаний, изменения прибыльности отрасли, а также новые технологические решения могут изменить условия достижения конкурентного успеха и потребовать пересмотра стратегии. Если компания приходит к выводу, что окружающая среда отрасли изменяется в неблагоприятном направлении и что было бы предпочтительным инвестировать ресурсы компании в какую-либо другую отрасль, то можно начать реализацию стратегии сокращения капиталовложений с последующим закрытием бизнеса. Поэтому можно сказать, что определяющий стратегию руководитель должен скрупулезно изучать отрасль и конкурентные условия в ней.