• Опыт научных исследований (важен в таких областях, как фармацевтическая, медицинская, космическая и другие
высокотехнологичные отрасли).
Способность к совершенствованию производственных процессов.
Способность к совершенствованию продукции.
Опыт в использовании данной технологии. Производственные факторы успеха
Эффективное производство с низкими затратами (получение эффекта масштаба и эффекта кривой освоения).
Высокое качество производства (мало дефектов, низкая потребность в ремонте).
Использование основного капитала в значительных объемах (важно в капиталоемких отраслях).
Расположение предприятия способствует низким затратам.
Доступ к источникам квалифицированной рабочей силы.
Высокая производительность труда (важно в трудоемких отраслях).
Дешевая разработка и конструирование изделий (снижает производственные затраты).
Высокая гибкость производства, позволяющая изготавливать широкий ассортимент изделий всех типоразмеров, а
также выполнять заказы потребителей. Распределительные факторы успеха
Прочная сеть оптовых дистрибьюторов и дилеров.
Обладание значительным пространством на полках розничных магазинов.
Наличие принадлежащей компании сети розничных магазинов.
Низкие затраты на сбыт продукции.
Быстрая доставка. Маркетинговые факторы успеха
Хорошо подготовленный и эффективный штат сбытовых работников.
Доступные и надежные обслуживание и техническая помощь.
Точное выполнение заказов покупателей (мало невыполненных заказов и ошибок при выполнении заказов).
Широкий ассортимент и большой выбор продукции.
Высокая квалификация в области торговли.
Привлекательные оформление и упаковка продукции.
Гарантии потребителям (важны при розничной торговле по почтовым заказам, торговле товарами длительного
пользования и введении новой продукции). Квалификационные факторы успеха
Выдающийся талант (важен при профессиональных услугах).
Ноу-хау по управлению качеством.
Опыт в области дизайна (важен в моделировании и производстве модной одежды).
Опыт в использовании определенной технологии.
Способность создать умную и броскую рекламу.
Способность создать новую продукцию, минуя стадию научных исследований и разработок, и очень быстро
выбросить ее на рынок. Организационные возможности
Мощные информационные системы (важные при авиационных перевозках, аренде автомобилей и в гостиничном
бизнесе).
Способность быстро реагировать на изменение рыночных условий (четко организованное принятие решений,
способность быстро продвинуть на рынок новую продукцию).
Большой опыт и наличие управленческого ноу-хау. Другие факторы успеха
Благоприятный имидж и репутация у потребителей.
Общие низкие издержки (не только в производстве).
Удобное расположение (важно для большинства предприятий розничной торговли).
Приятные и вежливые работники.
Доступ к источникам капитала (важно в новых отраслях с высоким уровнем "предпринимательского риска и в
капиталоемких отраслях).
Патентная защита.
• Объем трудностей и значение проблем, стоящих перед отраслью в целом.
• Степень риска и неопределенности в будущем.
• Влияние направления движущих сил и конкурентных условий на увеличение или снижение прибыльности отрасли.
В качестве общего правила можно утверждать, что если общие перспективы получения прибыли в отрасли находятся на уровне выше среднего, то ее можно рассматривать как привлекательную. Если же перспективы получения прибыли в отрасли находятся на уровне ниже среднего, то ее следует считать непривлекательной. Однако было бы ошибкой определять степень привлекательности отрасли как абсолютное понятие. Привлекательность не абсолютна, а относительна, и заключения о степени привлекательности зависят от субъективного мнения наблюдателей. Компания может изучить условия в другой отрасли и прийти к выводу, что эта отрасль не является для нее привлекательной и что следует поискать более интересные возможности в других отраслях. А компания, уже работающая в этой отрасли и имеющая в ней благоприятные позиции, может, изучив те же условия, прийти к заключению, что отрасль привлекательна, потому что она обладает ресурсами и конкурентными возможностями для использования слабостей своих конкурентов и приобретения таким образом дополнительной доли рынка, занятия лидирующего положения, быстрого роста выручки и прибыли. Поэтому привлекательность отрасли всегда должна оцениваться с точки зрения конкретной компании. Отрасли, не привлекательные, с точки зрения компаний, работающих в других областях, могут быть привлекательными для уже работающих в них компаний. Условия в отрасли, не привлекательные, с точки зрения слабых компаний, могут быть привлекательными для сильных.
Компаниям, намеренным вступить в новую отрасль, следует рассмотреть приведенный выше перечень факторов успеха вместе с ответами на первые шесть вопросов, а тем компаниям, которые уже работают в отрасли, необходимо изучить следующие дополнительные аспекты:
• Конкурентное положение компании в отрасли и тенденции к его укреплению или ослаблению (являясь хорошо защищенным лидером малопривлекательной отрасли, можно зарабатывать хорошие прибыли).
• Потенциальные возможности компании использовать уязвимость более
слабых конкурентов (превратив таким образом непривлекательную ситуацию в отрасли в потенциально выигрышную возможность для компании).
• Достаточно ли изолирована компания от действия тех факторов, которые
делают отрасль непривлекательной, или способна ли она эффективно защищаться от действия этих факторов?
• Повысит ли дальнейшее пребывание компании в этой отрасли ее способность успешно работать и в других отраслях, в которых она имеет деловые
интересы'?