На конкурентном рынке все компании являются объектами атак своих конкурентов. Рыночные атаки могут исходить как от новых участников рынка, так и от давно работающих на нем компаний, стремящихся улучшить свои рыночные позиции. Целью оборонительной стратегии является снижение риска быть атакованным, ослабление последствий тех атак, которые произошли, и оказание влияния на конкурентов с целью переноса их атак на других соперников. Хотя оборонительные стратегии обычно не усиливают конкурентное преимущество компании, они все же помогают укрепить ее рыночные позиции и сохранить уже имеющееся преимущество. Существует несколько способов, с помощью которых компания может защитить свои конкурентные позиции. Один из способов, предусматривающих блокирование направлений, по которым конкуренты могли бы провести атаку, включает следующие действия: • Расширение номенклатуры продукции компании для закрытия вакантных рыночных ниш с целью предупреждения возможного наступления. • Введение моделей и марок продукции, соответствующих по характеристикам той продукции, которая уже имеется у конкурентов или может у них быть. • Поддержание низких цен на продукцию, которая в наибольшей степени соответствует продукции конкурентов. • Заключение эксклюзивных соглашений с дилерами и дистрибьюторами для недопущения использования конкурентами этих каналов распределения. • Предоставление дилерам и дистрибьюторам существенных скидок для предотвращения их работы с другими поставщиками. • Предложение дешевого или бесплатного обучения потребителей продукции. • Для создания больших трудностей для конкурентов, пытающихся привлечь покупателей путем предложения попробовать их продукцию:
1) ввести специальные скидки с цены для тех покупателей, которые собираются попробовать использовать продукцию конкурентов;
2) предлагать многочисленные льготные купоны и сувениры покупателям, склонным к экспериментам;
3) заблаговременно широко извещать о появлении новой продукции и снижениях цен, чтобы покупатели воздерживались от перехода на продукцию конкурентов. • Увеличение средств на финансирование дилеров и/или потребителей. • Сокращение времени поставки запасных частей. • Расширение гарантийных обязательств. • Патентование альтернативных технологий. • Участие в использовании альтернативных технологий. • Защита прав собственности на ноу-хау, относящиеся к конструкции изделий, производственным технологиям и другим стратегически важным элементам цепи затрат. • Заключение эксклюзивных соглашений с лучшими поставщиками для блокирования доступа к ним конкурентов. • Создание избыточных резервов природных ресурсов для закрытия доступа к ним конкурентов. • Исключение поставщиков, работающих и на конкурентов. • Предъявление претензий к продукции и деловой практике конкурентов в контрольных и судебных органах. Такие действия не только укрепляют текущее положение компании, но и ставят конкурентов в невыгодное положение. Но защита только статус-кво недостаточна. Хорошая стратегическая оборона предусматривает быстрые ответные действия на изменения условий в отрасли и при необходимости осуществление первого хода для предотвращения действий или создания препятствий на пути возможного агрессора. Мобильная оборона предпочтительнее статичной. Второй способ реализации оборонительной стратегии предусматривает предупреждение возможных агрессоров о том, что в случае атаки они столкнутся с серьезными ответными действиями, представляющими для них реальную опасность. Цель такой стратегии — предотвратить атаку (путем убеждения возможных агрессоров в том, что сражение потребует от них вложения больших средств, чем оно заслуживает) или, по крайней мере, склонить их к таким вариантам борьбы, которые были бы менее опасными для обороняющегося. Вероятные агрессоры могут быть предупреждены путем: • Публичного обязательства руководства обеспечить неизменность текущей доли рынка компании. • Публичного объявления планов создания адекватных производственных мощностей для удовлетворения, а возможно, и превышения прогнозируемого роста спроса на продукцию отрасли. • Заблаговременного распространения информации о новой продукции, технологическом прорыве или планируемом выпуске новых важных видов продукции или моделей в надежде на то, что потенциальные агрессоры отложат реализацию своих намерений до тех пор, пока объявленные действия не осуществятся на практике. • Публичного заявления о приверженности компании политике соответствия условиям или ценам конкурентов. • Сообщения о наличии резервного фонда средств и рыночных ценных бумаг. • Осуществления жестких контрдействий, направленных против слабых конкурентов, для повышения статуса компании как хорошего защитника. Другим путем принуждения конкурентов к отказу от агрессивных действий может быть попытка уменьшить их стимулы к увеличению прибыли. Если прибыльность компании или отрасли велика, то велика и готовность претендентов к преодолению защитных барьеров и борьбе с жесткими ответными действиями. Защитник может отвести атаку, особенно аутсайдеров, стремящихся на новый рынок, путем сознательного отказа от некоторых краткосрочных прибылей и использования таких методов учета, которые скрывают прибыльность.
|