Две важнейшие стратегические проблемы стоят перед компанией в зарождающейся отрасли: 1) как финансировать работы на начальном этапе; 2) в какие рыночные сегменты и к каким конкурентным преимуществам следует стремиться, чтобы обеспечить себе лидирующее положение в отрасли 2. Обычно бывают эффективны конкурентные стратегии, основанные на низких издержках и дифференциации. Стратегии, основанные на концентрации, можно рассматривать, когда ограничены финансовые ресурсы и в промышленности имеется несколько техно-логических барьеров, которые невозможно сразу преодолеть. Одно из решений проблем, стоящих перед ограниченной в финансовых ресурсах компанией, состоит в заключении стратегического альянса или создании совместного предприятия с другой компанией для получения доступа к необходимому опыту и ресурсам. Поскольку в зарождающейся отрасли еще не существует своих «правил игры» и участники используют самые разнообразные стратегические подходы, сильная в финансовом отношении компания с эффективной стратегией может установить такие правила и стать признанным лидером отрасли. Взаимодействие с рисками и возможностями в зарождающейся отрасли — одна из самых сложных проблем в области формирования стратегии. Чтобы добиться успеха в новой отрасли, компании обычно должны преследовать одну или несколько из перечисленных ниже целей3: 1. Постараться выиграть раннюю гонку за лидерство в отрасли, используя рискованные предпринимательские методы и смелую творческую стратегию. Стратегии широкой или сконцентрированной дифференциации обычно предоставляют хорошие шансы для завоевания раннего конкурентного преимущества. 2. Довести до совершенства технологию, улучшить качество и получить привлекательные эксплуатационные характеристики своей продукции. 3. Постараться получить какие-либо преимущества первого хода, связанные с большим числом моделей, их лучшим дизайном, эффектами кривой обучения и новыми каналами распределения. 4. Найти новые потребительские группы, новые географические районы и новые области использования своей продукции. Облегчить и удешевить первую попытку потребителя использовать продукцию первого поколения. 5. Постепенно переместить направление главного удара рекламы с ознакомления с новой продукцией на ее более частое использование и создание покупательской приверженности. 6. После того как исчезнет технологическая неопределенность и появится преобладающая технология, быстро осваивать ее. Хотя и имеются свои положительные моменты в стремлении стать создателем «доминирующей модели», такая стратегия несет в себе большой риск в ситуациях, когда существует множество конкурирующих технологий, велики затраты на научные исследования и разработки, а кроме того, стремительный технологический процесс быстро обесценивает сделанные ранее инвестиции. 7. Использовать снижение цен для привлечения следующего слоя чувствительных к цене покупателей. 8. Быть готовым к появлению на рынке именно тогда, когда начнут возрастать продажи и снизится осознанный риск инвестирования в новую отрасль имеющих хорошие финансовые возможности аутсайдеров, использующих агрессивные стратегии. Постараться подготовиться к появлению мощных конкурентов путем прогнозирования: а) кем могут быть эти агрессоры (на основе оценки существующих и будущих барьеров); б) стратегии каких типов они, скорее всего, будут использовать.
|