Маркетинг – совокупность процессов планирования, создания, продвижения и распределения товаров и сервисов (амер. Ассоциация маркетинга).
Маркетинг – вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей путем обмена (Ф. Котлер).
Маркетинг – это комплекс действий фирмы в условиях рынка, превращающий нужды потребителей в доходы фирмы (Баркан Д.И.).
Нужда – чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо.
Потребность – нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.
Запрос – это потребность, подкрепленная покупательной способностью.
Товар – все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается на рынке с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.
Обмен – акт получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен.
Сделка – коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами.
Рынок – совокупность существующих и потенциальных покупателей товара.
Сравнение традиционного и маркетингового подхода (табл. 1.)
Таблица 1.
Объект |
Деятельность предприятия |
Традиционный подход |
Маркетинговый подход |
Рынок |
Воспринимается таким, какой он есть |
Постоянно изучается и прогнозируется его развитие на основе анализа факторов внешней среды |
Клиентура |
Формируется спонтанно |
Активный поиск новых клиентов с использованием инструментов маркетинга. Поддержка имеющейся клиентуры |
Конкуренты |
Не представляют особого интереса, за исключением цен на товары |
Активно и планово изучаются, на основе чего прогнозируется их дальнейшее поведение |
Сбытовые сети |
Сбыт через центральный офис и штатную службу сбыта |
Формируются эффективные маркетинговые сбытовые сети, согласованные с выбранной стратегией развития. Систематический поиск и реализация адекватных мотивационных механизмов. |
Формы оплаты заказов клиентурой |
Твердые цены, часто полные предоплаты и бартер |
В соответствии с ценовой политикой в рамках выбранной стратегии развития |
Сотрудничество со службой снабжения и финансовой |
Эпизодическое, службы стараются не лезть в дела друг друга |
На постоянной основе. Совместный поиск наиболее эффективных решений на рынке. Гибкое варьирование дебиторской и кредиторской задолженности |
Оплата труда |
Твердые оклады и небольшие премии |
Сильно привязана к реальным объемам сбыта, показателям сохранения и расширения клиентуры. Прозрачный мотивационный механизм |
Статус подразделения |
Маркетинг и сбыт имеют статус ординарной службы. |
Фигурируют как ведущие подразделения. |
Взаимоотношения производства и сбыта |
«Мы производим – ваша задача сбыть» |
Активное прогнозирование объемов производства с учетом анализа сбыта. Совершенствование товара идет с учетом требований сбытовых сетей. |
|